Подготовка к мероприятию велась в условиях высокой угрозы бомбардировок. Враг был уже в 70–100 км от центра города. В столице полным ходом шла эвакуация промышленных предприятий, минировались мосты и заводы. Чтобы не допустить срыва парада, советская авиация наносила упреждающие удары по аэродромам противника. Кроме того, для защиты столицы с фронта были сняты 550 истребителей.
Информация о времени и начале парада на Красной площади была строго засекречена. Командирам частей, участвующим в торжестве, стало известно о времени его начала лишь поздно вечером 6 ноября. Однако в последний момент в целях безопасности парад перенесли на два часа раньше — с 10:00 на 08:00.
Благоприятную роль сыграла и погода. Накануне мероприятия метеорологи сообщили, что 7 ноября будет сильный снегопад и пурга, поэтому удары с воздуха мало вероятны. Ночью по указанию Сталина расчехлили и зажгли звезды на башнях Кремля, а также освободили от маскировки мавзолей Ленина.
День воинской славы в честь парада 1941 года — как прошел парад на Красной площади
Ровно в 08:00 по всем громкоговорителям, которые в те дни не выключались ни днем, ни ночью, раздался торжественный голос диктора Вадима Синявского, возвестивший о начале трансляции с Красной площади. Торжественный марш войск с трибуны мавзолея принимали лично Иосиф Сталин и члены советского правительства.
Открыли шествие курсанты 1-го Московского краснознаменного артиллерийского училища им. Л.Б. Красина. Всего в параде участвовали 28 467 военных из разных подразделений войск. Из техники были представлены 296 пулеметов, 128 орудий средней и большой мощности, 160 танков и другое вооружение. Планировалось участие 300 самолетов, но из-за сильного снегопада воздушную часть отменили.
Парад длился всего 25 минут. По его завершении полки сразу же вернулись на фронт. Несмотря на короткую продолжительность мероприятия, этого времени хватило, чтобы поднять моральный дух советских граждан. Так Сталин показал всему миру, что Москва стоит и будет твердо стоять на своих позициях до полной победы.
Радиотрансляцию с Красной площади слышал весь мир. О военном параде писали многие зарубежные газеты. Для немцев же он стал полной неожиданностью. Как свидетельствуют историки, узнав о шествии, Гитлер пришел в ярость и приказал разбомбить парад во что бы то ни стало. Однако в праздничный день на Москву не упало ни одной бомбы. Как сообщали на следующий день, на рубежах города силами 6-го истребительного корпуса и зенитчиками противовоздушной обороны Москвы было сбито 34 немецких самолета.
Фото: ИЗВЕСТИЯ