Высадка у Керчи
Утром 26 декабря к югу от Керчи появились корабли Керченской военно-морской базы, которые начали высаживать части 51-й армии в районе Эльтигена, Камыш-Буруна и Старого Карантина. Через некоторое время советские десантники появились севернее города – в районе мыса Зюк и мыса Хрони. Из-за мелководья и необорудованной береговой линии пехота высаживалась прямо в ледяное море и двигалась вперед по воде.
Удачнее всего прошла высадка в районе Камыш-Буруна: она проводилась под прикрытием дымовой завесы и при поддержке артиллерии с Таманского полуострова. Однако советские войска понесли потери и были блокированы на плацдармах.
Попытка десантироваться в районе горы Опук также потерпела неудачу – из-за сильного ветра корабли разбросало ветром. Началась снежная пурга, и командир отряда решил вернуться на базу.
Положение войск ухудшилось в последующие два дня: шторм и замерзание Азовского моря сорвали доставку подкрепления и снабжения. В итоге в первые дни освободить Керчь не удалось, и советские десанты вынужденно перешли к обороне.
Высадка у Феодосии
В ночь на 29 декабря советские десантники высадились в Феодосии. Отряд боевых кораблей под командованием капитана 1-го ранга Николая Басистого открыл ураганный огонь по порту.
«С наших кораблей было видно, как гитлеровцы, выскакивая из домов, метались по улицам и переулкам в поисках какого-нибудь укрытия. Под прикрытием огня крейсеров и эсминцев наши сторожевые катера с бойцами штурмового отряда незамеченными подошли к входу в гавань и без потерь прорвались в порт», – писал тогда Басистый.
Благодаря эффекту внезапности штурмовые отряды быстро овладели важными объектами порта. В город перебросили десантные подразделения с крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ», эсминца «Шаумян» и других кораблей, а вечером 29 декабря в Феодосийском порту началась высадка войск.
Освобождение Феодосии
В ночь на 30 декабря в город стали прибывать полки 236-й стрелковой дивизии генерала Василия Мороза. Десантники, укрывшись за массивной кирпичной оградой порта, стремительно прорывались в город. Задача атакующих облегчалась тем, что в домах не было местных жителей: их выселили немцы.
30 декабря прошли решающие бои, в которых советские десантники ответили противнику плотным минометно-пулеметным огнем, после чего перешли в контрнаступление. В тот же день город был окончательно зачищен от врага. При этом советским войскам достались шесть орудий, семь складов с боеприпасами и продовольствием, 400 автомашин. Кроме того, было освобождено около двух тысяч пленных красноармейцев.
«Все причалы, весь берег были загромождены ящиками с боеприпасами, еще какими-то ящиками и машинами. Поодаль виднелись фантастические очертания вдребезги разбитых складов, взорванного железа, изогнутых и вздыбленных в небо крыш», – описал обстановку военный корреспондент Константин Симонов, прибывший в Феодосию 1 января 1942 года.
Захват Ак-Монай
Обстановка на Керченском полуострове резко изменилась. Силы противника были представлены одной немецкой дивизией – 46-й пехотной и румынским полком горных стрелков. Высадка в Феодосии угрожала окружением, в связи с чем командующий 42-м корпусом генерал-лейтенант Ганс фон Шпонек приказал отходить.
Отход немцев с полуострова проходил через «бутылочное горлышко» в виде прохода шириной в восемь километров. Немецко-румынские войска смогли уйти, избежав окружения, но при этом оставили все тяжелое вооружение.
В это время войска 44-й армии могли бы захватить Ак-Монайский перешеек и не допустить отхода врагов с полуострова. Планировалось использовать воздушно-десантные войска, но из-за плохой погоды и нехватки авиации в районе деревни Ак-Монай высадился только один батальон. Советские парашютисты захватили немецкий опорный пункт и береговую батарею.
Итоги операции
Керченско-Феодосийская десантная операция позволила временно освободить Керченский полуостров и овладеть важными морскими портами.
1 января 1942 года немцы приостановили свое второе наступление на Севастополь, а к 2 января от вермахта был освобожден Керченский полуостров, где впоследствии были сосредоточены три советские армии и создан Крымский фронт.
Один из командующих Черноморским флотом адмирал Лев Владимирский считал, что если бы не Феодосийский десант, то противник быстрее бы уничтожил занятые в районе Керчи и со стороны Азова разрозненные плацдармы.
«Высадка в Феодосии не только выручила эти наши десанты, но и решила задачу всего первого этапа в этой операции», – заключил он.
В январе 1942 года Севастополь получил несколько месяцев передышки. Советским войскам предстоял новый этап борьбы за Крым, который удалось освободить только в 1944-м. И если в 1941-1942 годах немецкие войска захватили героически защищавшийся Севастополь за 250 суток, то в 1944-м советским войскам понадобилось всего 35 дней, чтобы прорвать укрепления в Крыму и очистить от врага практически весь полуостров.
Фото: РИА Новости / Евгений Халдей