22 июня 2017 года нижняя палата парламента Польши подавляющим большинством голосов приняла поправки к закону о декоммунизации. Руководствуясь новой редакцией закона, польские власти могут снести почти 500 памятников советской эпохи, значительная часть которых связана с событиями Второй мировой войны, с освободительной ролью Красной Армии.
19 июля последовала ожидаемая и закономерная реакция Государственной Думы РФ, которая приняла заявление, обращённое к парламентам стран Европы, Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентской ассамблее Совета Европы и Европарламенту. В заявлении осуждается любое оскорбление памяти воинов, погибших при освобождении Европы от фашизма и нацизма, жертв Холокоста и других преступлений против человечности, совершённых гитлеровцами и их пособниками в годы Второй мировой войны.
Инициативу российских парламентариев поддержали и в израильском кнессете, члены которого также обратились к мировой общественности с заявлением, осуждающим любые действия, направленные на оскорбление памяти воинов Красной Армии, отдавших свои жизни за освобождение Европы.
На днях Минобороны России рассекретило новые документы об освобождении Польши. В перечень опубликованных секретных документов входят боевые донесения и докладные записки, справки и рапорты, исторические телеграммы и формуляры. Также в указанных документах содержится информация о потерях частей Красной Армии в ходе освобождения Польши.
Вчитываясь в документы, описывающие те кровавые и одновременно героические события, начинаешь понимать, насколько высокую цену заплатил советский народ за освобождение Польши. Для того чтобы осознать цену, которую мы заплатили за свободу польского народа, не нужно изучать статистику потерь на данном направлении за определенный период. Нужно всего лишь отследить судьбу одного стрелкового соединения. Например, 1373-й стрелковый полк только за пять дней боёв (с 1 по 5 января 1945 года) потерял 472 человека. Учитывая то, что в указанный период полная численность стрелкового полка составляла 2443 человека, можно с уверенностью сказать, что за пять дней боёв погиб каждый пятый боец 1373-го стрелкового полка. Мало чем отличалась ситуация с потерями и в других воинских соединениях. Вот такая вот простая и одновременно грустная арифметика.
Примечательно, что в этих же документах приводятся факты бережного отношения командования соединений и частей Красной Армии к инфраструктуре Польши. В них же отмечается, что местное население тепло встретило воинов-освободителей: собирались митинги, где жители выражали радость по случаю прихода Красной Армии, которая прогнала оккупантов, считавших поляков рабами, недостойными образования, собственной государственности. Говорится о многочисленных фактах благожелательного отношения поляков и духовенства к Красной Армии. Это заключалось, в том числе, в клятвах увековечить подвиги советских воинов в монументах и памятниках и в обещаниях сохранить их для будущих поколений. Свои клятвы поляки сдержали: памятники советским солдатам-освободителям были установлены по всей Польше. Вот только потомки тех, кто встречал Красную Армию, освободившую Польшу ценой существенных потерь, теперь молча наблюдают за тем, как эти памятники сносят. Многие наблюдают, а некоторые даже и принимают активное участие. Получается, что те поляки, которые выступают за снос памятников солдатам РККА, не только оскорбляют память воинов, погибших при освобождении их страны, но и попирают память своих предков, принёсших клятву увековечить подвиги советских воинов и сохранить память о них для будущих поколений…
Печально, конечно. Недостойно выглядит Польша, некогда освобождённая советскими солдатами. Особенно на фоне Израиля, чей кнессет вчера принял заявление, в котором, в том числе, говорится о необходимости расширения и углубления знаний израильских учеников о героической роли и жертвах Красной Армии, о роли солдат и офицеров РККА в освобождении Европы от нацистской оккупации.